Где купить журнал
Подписка
Контакты
Думая о будущем, думай о России
Логотип

Главная
Новости
Свежий номер
Страница редактора
Архив
Галерея
О нас
для рекламодателей
Наши партнёры
Проекты РЖ
www.osin.ru

Православное информационное агентство "Русская линия"

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Какой министр культуры нужен России в XXI веке?

ОРГАНИЗАТОРЫ И ГЕНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ. ХIХ ВЕК Государственник и меценат Император НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ «Золотой век русской культуры» - время царствования Николая I - вряд ли вообще имел бы место, если бы молодой император не прервал космополитическую линию в области культуры, начавшуюся при Петре I и достигшую своего апогея при Александре I. Ведь Александр дошёл до того, что намеревался, по сути, ликвидировать православие, соединив три ветви христианства в единую христианскую религию. Он распорядился сослать Пушкина («за возмутительные стихи») в Сибирь или на Соловки, и если бы не заступничество влиятельных друзей, то поэт, вероятно, и закончил бы свои дни где-нибудь «во глубине сибирских руд». Николай сразу взял курс на рост могущества и величия России (как он их понимал), залогом чего были подавление заносимых с Запада разрушительных революционных и космополитических идей и опора на национальные традиции. Задолго до того, как был сформулирован принцип «Православие, самодержавие, народность», император именно в этом духе направлял развитие отечественной культуры. Он постоянно следил за культурной жизнью в стране, оценивая творцов культуры и их произведения прежде всего с идеологической точки зрения. Николай был в курсе творческой деятельности Пушкина и одно время – его «цензором», а по смерти поэта распорядился выдать крупное пособие его семье. Оказывал он помощь и другим литераторам, художникам, музыкантам, артистам. Николай разрешил постановку и печатание «Ревизора» Гоголя, был на первом представлении пьесы и от души смеялся над провинциальными чиновниками-взяточниками и казнокрадами. Император, занятый государственными делами, тем не менее много читал – от газет и журналов до сценариев спектаклей. Он часто посещал театр и музыкальные вечера, балы и маскарады, заботился о пополнении собраний музеев, разработал первый в России план монументальной пропаганды и т.д., хотя иногда допускал и ошибки в оценке тех или иных произведений. Просветитель ПУШКИН Александр Сергеевич. «Пушкин – наше всё», и этим, казалось бы, всё сказано. Он создатель нашего литературного языка и автор произведений, с которыми мы живём с детских лет. Пушкин с чистым сердцем откликался на все явления жизни и потому имел право сказать: «И неподкупный голос мой был эхом русского народа». Он легко проникал в тайники души разных народов и писал сцены не только из российской, но и испанской, немецкой, итальянской, арабской жизни. Пушкин – глубокий национальный мыслитель, постигший дух истории своего народа, поэт-государственник, гордившийся величием и мощью своей страны. По поручению Николая I Пушкин составил записку «О народном воспитании», где многие печальные события нашей истории объяснял «недостатком просвещения и нравственности», а также «пагубным влиянием чужеземного идеологизма» (против которого он яростно боролся). Вся его деятельность была направлена на просвещение русского народа. Пушкин задал эталон и направление развития всей отечественной культуры, стал неформальным её организатором не только в своё время, но и впоследствии, вплоть до наших дней. Многие его произведения содержат глубокий религиозный смысл, далеко ещё не раскрытый. Вот несколько строк из отзыва его о книге, которой он вдохновлялся: «Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицею народов; она не заключает уже для нас ничего неизвестного; но книга сия называется Евангелием, - и такова её вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удручённые унынием, случайно откроем её, то уже не в силах противиться её сладостному увлечению и погружаемся духом в её божественное красноречие». Рыцарь правды, глашатай мирового величия русской мысли ТОЛСТОЙ Лев Николаевич Толстой был не только гениальным художником слова, но и подлинным «властителем дум», «учителем жизни» нескольких поколений русских людей, непререкаемым авторитетом для деятелей отечественной культуры. Не случайно на рубеже ХIХ – ХХ веков говорили, что в России два царя: один – в Петербурге, другой – в Ясной Поляне. Движение последователей Толстого распространялось, как лесной пожар, и трудно сказать, к чему бы это привело, если бы не мировая война и последующая русская революция. Широчайшие полотна народной жизни, нарисованные в знаменитых романах Толстого, служили и служат до сих пор источником вдохновения для миллионов русских людей. Его романы становились событиями не только литературной, но и общественной жизни России. Вокруг его произведений развёртывались идеологические битвы мирового значения. Толстой ярко выразил одну из главных черт русского народного характера – стремление к правде, какой бы горькой и неприятной для многих она ни была, остро критиковал всякие отступления от правды, где он их видел, хотя при этом порой сам допускал ошибки. Толстой подверг критическому пересмотру сами основы мировой культуры, отвергая эстетизм, искусство для избранных и ратуя за её народность. Он создал школу для народа, писал для неё учебники, готовил кадры учителей, искал другие пути просвещения народных низов. Именно романы Толстого утвердили мировое лидерство русской литературы и русской мысли вообще. Его признавали своим учителем многие выдающиеся деятели культуры Запада и Востока. На основе учения Толстого Махатма Ганди выработал стратегию борьбы народа Индии за освобождение из-под ига британских колонизаторов путём всенародных кампаний гражданского неповиновения. Эта борьба увенчалась полным успехом. Индия мирным путём добилась независимости, тогда как многочисленные прежние восстания с оружием в руках неизменно подавлялись колонизаторами. Идеи Толстого – воистину общечеловеческое достояние. Энциклопедист, борец за культурную независимость России МЕНДЕЛЕЕВ Дмитрий Иванович Менделеев известен больше всего как учёный-химик, открывший периодический закон химических элементов. Это его открытие не только двинуло вперёд развитие химии, но и послужило мощным толчком в становлении нашего национального самосознания. Закон Менделеева был первым фундаментальным научным открытием русского учёного, признанным на Западе. Для деятелей отечественной культуры это было знаком того, что она, наша культура, вышла из младенческого состояния, когда перенимала достижения Запада, а значит, встала на ноги и уже может сама указывать Западу пути дальнейшего интеллектуального развития. Однако Менделеев был учёным-энциклопедистом, автором сотен трудов по различным отраслям знания, в том числе и по проблемам культуры. Менделеев не мог смириться с тем, что «русский мужик, переставший работать на помещика, стал рабом Западной Европы и находится от неё в крепостной зависимости, доставляя ей хлебные условия жизни… Крепостная, то есть в сущности экономическая зависимость миллионов русского народа от русских помещиков уничтожилась, а вместо неё наступила экономическая зависимость всего русского народа от иностранных капиталистов… Миллиарды рублей, шедшие за иностранные товары… кормили не свой народ, а чужие». Развернув борьбу за освобождение России от этой зависимости, Менделеев понимал, что она не будет успешной, если страна останется в культурной зависимости от Запада, прежде всего в области образования и просвещения. Нет единой общечеловеческой культуры, есть культурные достижения человечества, носящие национальный характер. Поэтому русским «надобно скорее приняться за установление твёрдых начал всей нашей образованности», пока в основном заимствуемой с Запада. И Менделеев разрабатывает основы новой системы русского образования – начального, среднего и высшего, а также проекты соответствующих учебных заведений. Последние труды Менделеева – «Заветные мысли» и «К познанию России» - заложили основы россиеведения, которые, к сожалению, пока не получили должного развития. Русский патриот и ценитель культур других народов УВАРОВ Сергей Семёнович Уваров получил хорошее образование на основе европейской культуры, находился на дипломатической службе при европейских дворах, однако вернулся в Россию русским патриотом, убеждённым в необходимости для России следовать своим путём. «Пора отказаться от попыток сделать Россию английскую, Россию французскую, Россию немецкую. Пора понять, что с того момента, когда Россия перестанет быть русской, она перестанет существовать». Государства Запада уже почти полностью утратили национальный дух, там набирают всё большую силу разрушительные космополитические и революционные идеи, которые, в случае их проникновения в Россию и распространения в ней, погубят страну. Россия должна развиваться эволюционно, без потрясений, строить свою самобытную культуру, хотя и в общем русле мировой цивилизации, усваивая действительные достижения культур Запада и Востока. Важнейшим условием такого развития должна стать национальная русская система образования, ибо Уваров (одним из первых не только в России, но и в Европе) понял, что от уровня образования в стране зависят её успехи во всех областях жизни. И Уваров, будучи министром народного просвещения и президентом Академии наук, разрабатывает такую систему, основанную на принципе «Православие, самодержавие, народность» и ставившую в основу не материальный, а духовный прогресс. Важнейшее .место в ней занимает преподавание истории, особенно отечественной (объективности ради надо признать, что его система образования была нацелена на то, чтобы каждый общественный слой знал своё место в социальной иерархии, и не поощряла «кухаркиных детей» к получению высшего образования, им не нужного). Весьма успешной оказалась проведённая им реорганизации Академии наук. Уваров сам был не чужд литературных интересов. Он основал литературное общество «Арзамас», собрал богатейшую библиотеку, общался со многими выдающимися деятелями отечественной и зарубежной культуры (чему помогало знание им 7 иностранных языков). Какой министр культуры нужен России? ОРГАНИЗАТОРЫ И ГЕНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ. ХХ ВЕК Человеком , видящим в культуре инструмент государственного строительства СТАЛИН Иосиф Виссарионович Сталин, не занимая до 1941 года официально никаких государственных постов, руководил всеми сторонами жизни страны, в том числе и развитием культуры. По его программе в СССР была осуществлена подлинная культурная революция: за 10 – 15 лет не только полностью ликвидирована неграмотность, но и воспитаны многочисленные кадры технической и творческой интеллигенции и рабочих различной квалификации в соответствии с потребностями индустриализации. Осознавая особенности такого многонационального государства, как СССР, Сталин уделял большое внимание развитию национальных культур народов, прежде оторванных от мирового культурного процесса. Сталин рассматривал культуру как инструмент в деле укрепления государства и потому лично ставил цели перед деятелями культуры и их творческими союзами. Ему принадлежит определение писателей как инженеров человеческих душ, которое можно смело распространить и на деятелей других сфер культуры. Критикуя тех работников культурного фронта, которые допускали идеологические ошибки, и помогая им их исправить, Сталин в то же время щедро поощрял тех, чьи произведения, по его мнению, содействовали делу строительства социализма и развитию человека. Он установил Сталинские премии в области литературы и искусства, причём лично, после обсуждения кандидатур лауреатов на заседании соответствующего комитета, принимал решение о присуждении премий (как и почётных званий). При этом он прочитывал все представляемые на премии книги, просматривал фильмы и спектакли, прослушивал певцов и музыкантов. Деятели культуры получали дачи, для них были созданы Дома творчества и т.п. Можно утверждать, что для признанных обществом мастеров культуры в СССР были созданы такие благоприятные условия для творчества, каких тогда не было ни в какой другой стране мира, и об успехах СССР мир судил, прежде всего, по его культуре. Но для свободы творчества были установлены жёсткие идеологические рамки, что со временем оказалось стеснительным для развития культуры. Мастер слова и воспитатель ГОРЬКИЙ Алексей Максимович Горький был известным писателем ещё до революции, вступил в партию большевиков. Но после революции, не соглашаясь с политикой Ленина в отношении интеллигенции (которой он всячески старался помочь), вышел из партии, эмигрировал на Запад. После возвращения в СССР он не только продолжал собственную творческую деятельность, но и, отрываясь от неё, помогал сотням деятелей нарождающейся советской культуры, прочитывая огромное количество присылаемых ему произведений и отвечая почти на каждое полученное письмо. В этом отношении, вероятно, история мировой культуры не знает другого подобного примера. Горького многие деятели нашей культуры должны были бы считать своим вторым отцом. Он был открывателем и истинным собирателем талантов земли русской, трезвым критиком и мудрым наставником. Горькому принадлежит решающая роль в становлении советской литературы и формировании её идейно-эстетических принципов, в утверждении в ней метода социалистического реализма, в организации Союза советских писателей. Руководители Советского государства советовались с ним по всем принципиальным вопросам развития не только литературы, но и культуры в целом. Позиция писателя по разным вопросам жизни страны оказывала большое влияние на состояние общественного мнения. Высокий международный авторитет Горького помогал укрепить престиж нашего государства за рубежом. Мужество и несгибаемость ОСТРОВСКИЙ Николай Александрович Литературное наследие Николая Островского невелико, но зато его сердцевина – роман «Как закалялась сталь» - это книга, на которой было воспитано поколение, выигравшее Великую Отечественную войну. История мировой литературы не знает другого такого жизненного подвига, как создание этой книги писателем, парализованным и ослепшим, жившим в нужде и испытывавшим неимоверные физические страдания в результате ранений и травм, полученных на фронтах Гражданской войны и на трудовом фронте. Образ комсомольца Павки Корчагина в значительной мере определил тип положительного героя литературы социалистического реализма. Пример Островского или его лирического героя вдохновлял тысячи людей, попавших в сложные жизненные ситуации, на продолжение жизни, труда и борьбы. Он повлиял на все стороны советской культурной жизни, способствуя воспитанию советского патриотизма. Книга Островского победоносно прошла по всем континентам. В наши дни она в России почти забыта, зато в Китае, например, по ней поставлен сериал, пользующийся огромной популярностью. Поскольку и в нашей жизни неизбежно наступит время героев, книга Островского получит новую жизнь, конечно, с учётом изменившихся исторических и экономических условий. Религиозный проповедник и романтик ЕСЕНИН Сергей Александрович Есенин, видимо, был самым религиозным поэтом в истории русской литературы. Ещё в юности он писал в одном из писем: «В настоящее время я читаю Евангелие и нахожу очень много для меня нового… Христос для меня совершенство. Но я не так верую в него, как другие. Те веруют из страха: что будет после смерти? А я чисто и свято, как в человека, одарённого светлым умом и благородною душою, как образец в последовании любви к ближнему. Жизнь… Я не могу понять её назначения, и ведь Христос тоже не открыл цель жизни. Он указал только, как жить, но чего этим можно достигнуть, никому неизвестно». Революцию Есенин встретил как событие исторического значения, которое должно было привести к рождению Нового Мира. И на месте старой России должна возникнуть Новая Россия, воплощение добра и справедливости. Но эти ожидания поэта не оправдались. В стране развернулась братоубийственная Гражданская война. А дорогой его сердцу деревенский мир раздавлен безжалостной железной пятой. После женитьбы на Айседоре Дункан Есенин едет с ней за границу, но и в Европе, и в Америке видит только царство мещанства, граничащего с идиотизмом. Там жрут и пьют, танцуют фокстрот. «Человека я пока ещё не встречал… В страшной моде господин доллар, на искусство начхать…». Есенин рад и горд тем, что его страна не уподобилась этому «железному Миргороду». По возвращении в Россию Есенин пишет ряд прекрасных стихотворений и коротких поэм о любви, о краткости земной жизни. В некоторых из них звучит мотив примирения с жизнью, как она есть, выражается надежда на лучшее будущее России, становящейся «стальной», индустриальной страной. Но в стихотворении «Чёрный человек» он снова вступает в битву с нечистью. Вскоре после этого поэт погибает при не выясненных до конца обстоятельствах. Поэзия Есенина в советское время долго была под запретом, за чтение его стихов грозили большими неприятностями, вплоть до тюрьмы. Но убить это волнующее лирическое слово не могли никакие запреты. Даже комсомольский вожак и молодой коммунист Леонид Брежнев, ухаживая за девушками, покорял их, декламируя стихи Есенина. Поэзия Есенина, воспевавшая нежность, любовь, чистоту, очарование жизнью и разочарование в ней, оказала огромное влияние на всю русскую советскую культуру. Отрывок из «Рассуждения о достоинстве государственного человека» Г.Р.Державина: «Я хочу изобразить для созерцания юношества достойного государственного человека. Не того любимца монарха, который близок к его сердцу, обладает его склонностями, имеет редкий и завидный случай реализовать его благодеяния, приобретая себе друзей, ежели их тем приобрести можно. Не того расторопного царедворца, который по званию своему лично обязан угождать государю, изыскивать для облегчения его тяжкого сана приятное препровождение времени, увеселения, забавы, поддерживая порядок и великолепие двора его. Не того царского письмоводца, трудящегося таинственно во внутренних его чертогах, изливающего в красивом слоге мысли его на бумагу. Нет, но того открытого, обнародованного деловца, который удостоен заседать с ним в советах, иметь право непосредственно предлагать ему свои умозрения, того облечённого великою силою действовать его именем и отмеченного блистательным, но вкупе и опасным преимуществом свидетельствовать, скреплять и утверждать его высочайшие указы своею подписью, отвечая за пользу их честью и жизнию. Словом, я хочу описать посредника между троном и народом, изъяснить достоинство государственного человека, министра или правителя, того, который был бы вседействующею душою царя Фёдора Иоанновича или надёжным орудием Петра Великого. Вот его качества: он благочестив, издетства напоён страхом Божиим, яко началом всякой премудрости… Любовь к Отечеству, яко главное свойство великих душ, должна воспитывать боляр от самого их рождения, руководствовать ими от самой юности во всё течение жизни, показываться им единственным предметом во всех их рассуждениях, во всех их действиях, дабы со временем не чрез что другое, как чрез заслуги токмо, явиться им образцами всему государству и быть наставниками, отцами их подчинённых». Далее Державин пишет о своих качествах, насколько они соответствуют этому идеалу. Если понадобится, могу выслать и это. Ещё возможные кандидатуры: Державин, Карамзин, Фурцева, Жданов (секретарь ЦК), Фадеев, Хренников

Автор : РЖ
Май 2008

Тема нового номера:

Нужен ли власти народ

 

Цитата месяца

«Данный медийный проект не просто отвечает патриотическим ожиданиям общества, но и должен стать новым серьезным политическим инструментом в деле объединения национальной элиты России в преддверии избирательных кампаний.»
автор